Благоукрашение храма (2006-2016)

Фрески Богородице­рождественского храма в Костино, г. Королев

Купол. Общий вид

В росписи Богородицерождественского храма в Костино можно проследить множество ассоциаций и даже прямых заимствований. Отсыл к сербским росписям – Дечаны и Грачаницы, византийские мотивы, фрес­ки древнего Пскова, Дионисий и даже Гурий Никитин с его невероятным композиционным даром – осколками рассыпаны по стенам храма, в куполе, в конхе апсиды алтаря. Камушки разных времен и эпох нашли себе место в этой работе.

Попытка осмыслить их значимость, соединить в единый композиционный ритм – таким видится первоначальный замысел автора. Но при этом, что интересно, рос­пись не воспринимается неким пов­тором или «калькой» с кого бы то ни было. Работа интересна самой позицией художника – тем, как он «ведет свой оркестр». Автор сознательно ставит входящего в храм человека в постоянное условие выбора. Кажется, что вас просто приглашают войти, задуматься и попытаться определить свое место в этом пространстве.

Радостный мир света, встречающий нас при входе, – это мир, в котором происходит Творение. В центре сюжета о сотворении мира, написанного на сложных белых фонах, – тема человека, его рож­дения и грехопадения. Роспись не диктует, она лишь выстраивает возможную дорогу следования… и то, что раньше было совсем рядом, таким понятным и родным, переходит в разряд Явлений.

Темы Ветхого Завета – как суть борьбы человека за свое существование: «проклята зем­ля в делех твоих» (Быт. 3:17). Всемирный Потоп, строительство и разрушение Вавилонской башни, уничтожение Содома и Гоморры, жертвоприношение Авраама и наконец борьба Иакова с Богом. Фон рос­писи темно-синий, резкий пробел, жесткость в решении сюжетов резко контрастируют с плас­тикой решения Сотворения Мира. Осмысление человека властелином – как искажение первоначального замысла, которое ввергло мир в пучину борьбы за выживание, – не бессмысленно, не безнадежно. Преображенный Божественной благодатью человек будет спасен и вновь возвращен в свое естественное существование, в свет Божьей мудрос­ти. Поэтому так важен автору образ Святой Троицы, которым претворяется вход в центральную часть храма.
Система росписи четверика подчинена строгой иерархии: от горнего, небесного к земному и осмысляется автором как путь.

Верхние участки стенописи посвящены Небесной Церкви. В куполе традиционное для русских мастеров изображение Вознесения Гос­подня в окружении ангелов. На парусах, связывающих купол со сводами, – четыре евангелиста. На арках, поддерживающих своды, изображены пророки и апостолы. На самих сводах – двунадесятые праздники. Тема росписи люнетов посвящена событиям из жизни Христа после Его Воскресения.

Грани мощных столбов отведены для образов святых воинов, мучеников, благоверных князей и преподобных.

В конхе алтаря – Богоматерь на престоле с предстоящими Ей архангелами. Ниже, на стенах алтарной апсиды, расположены ростовые фигуры святителей. Среди традиционных для алтаря композиций помещен редкий и необычный для стенописи сюжет, взятый из Херувимской песни «Яко да Царя всех подымем».
Основной цикл росписей разворачивается на стенах храма. Сюжеты располагаются тремя ярусами. Хорошо организованная композиция позволяет выделить несколько тем. Верхний регистр посвящен изображению земной жизни Спасителя и рассказывает о чудесах, совершенных Им, а также о притчах, которые Он поведал Своим ученикам. Среди композиций преобладают сцены исцеления больных, воскрешения из мертвых, раскрывающие идею пути как сострадание и милосердие.
Красочно, со множеством подробностей представлены притчи и чудеса Христовы (брак в Кане Галилейской, воскрешение дочери Иаира, изгнание торгующих из храма, воскрешение Лазаря и др.)

Второй и третий ярусы полностью посвящены Богородице: полный Акафист (второй ярус сверху) и житие Бого­родицы (нижний регистр). Насыщенность сюжетами и эмо­циональность, сложные композиционные построения выделяют этот ярус как важнейший. Можно отметить интересный художественный прием, примененный в росписи этого яруса, – это яркая, раскинувшаяся на два регистра тема Успения.

Над хорами (на западной стене) автор помещает две белофонные композиции: «О Тебе Радуется», которой как бы завершается Богородичный цикл росписи, и «Единородный Сыне».

В соответствии с принятой системой росписи на западной стене (под хорами) можно увидеть изображение Страшного Суда. Живопись чрезвычайно интересна своим решением, точностью рисунка и глубиной образов.

В нижней части представлены фигуры избранных русских святых.

В центральной части храма по сути представлен путь ко спасению, к возвращению в Райский Сад. Это попытка ответить на вопрос, как туда добраться, что необходимо совершить, чтобы вновь обрести сияющий мир Божественной Благодати.

Величие человека воспринимается художником в возможности хоть иногда задавать себе сложные вопросы и, страдая, мучаясь, искать на них ответы и все время просить Господа о возможности быть услышанным.

/* ]]> */