Богородицерождественский храм в Костино (г. Королёв)

Сила Бога

Бог в земной жизни совершил чудеса и явил людям Свою силу. Бог и сейчас совершает чудеса, только мы их не видим вещественными глазами. То есть мы не видим сам процесс совершения чуда, а видим лишь результат. И здесь мы имеем полную свободу сказать: «Это само совершилось» или: «Это совершил Бог». Но сейчас мы говорим о тех чудесах, которые ясно видели своими глазами. Которые Господь нам Сам показал, чтобы мы их увидели и не сомневались в том, что это именно Бог их совершает. Ходил по морю, укрощал бурю. Ещё по нашей просьбе воскрешал мёртвых, исцелял больных, слепых, хромых, глухих, немых, прокажённых, кормил голодных. По слову свидетеля, апостола Иоанна Богослова, очень много чудес совершил Господь (Ин. 20, 30). Люди же, изумляясь, благодарили Бога, давшего человеку Иисусу силу совершать такие чудеса (Мф. 9, 8), и мало кто догадывался, что как раз Сам Бог, Иисус Христос, их и совершает.

С какою же целью Господь совершал чудеса?

Да, Священное Писание говорит, что Господь милосердовал, видя, что люди голодные, и решил их насытить. Милосердовал и о вдове, потерявшей единственного сына. Господь пожалел её и воскресил сына. Господь жалел прокаженных, слепых, хромых, немых, бесных, которые подходили к Нему за помощью, и которых подводили, и исцелял их. Единственная ли это была цель Спасителя — исцелять больных, воскрешать мертвых, кормить голодных? Вряд ли. И мы это чувствуем. Да хотя бы потому, что многие бы просто воспротивились, если бы их насильно стал кто-то воскрешать, чтобы они потом снова мучились и умирали. О том же, чтобы люди, воскреснув, уже не умирали, не болели и не испытывали голода, речи пока не могло идти. Ведь Господь, совершая чудо воскрешения сына вдовы (Лк. 7, 13–15), не различал — грешный ли был её сын или нет. Он милосердовал о самой вдове и воскресил её сына. И не сказано, грешного или безгрешного. Следовательно, не суд и не справедливость вершил Господь Своими чудесами. Какая-то иная цель была у Него. Более важная. Хотя и это всё тоже было очень важно. Ведь милосердовал же Господь! И нас, кстати, Своим примером учит тоже быть, прежде всего, милосердными.

Главной целью земной миссии Христа было открыть людям, что Он Бог. Пришёл от Отца как Спаситель. Пришёл, чтобы спасти людей от вечной погибели и возвратить им утраченный рай. Чтобы люди уверовали в Него как в Спасителя, пошли за Ним, вооружённые Его Евангелием.

Но как заставить людей поверить, что Он — Бог? Внушить гипнозом? Это было бы насилием над человеком. Человек создан по подобию Бога — свободным, и Бог ни при каких условиях не пойдёт на ограничение или ущемление нашей свободы. Мы могли либо на слово поверить Иисусу, что Он — Бог, как поверили самарянка (Ин. 4, 26) и слепорождённый после прозрения (Ин. 9, 38), либо через Его чудеса.

Разумеется, зная нашу слабую человеческую природу, наше маловерие, Господь возлагал основную надежду именно на Свои чудеса. Он ведь так прямо и говорил ученикам: не верите словам Моим, так делам Моим поверьте! (ср. Ин. 14, 11).

Но как верить чудесам? Ведь «чудеса» совершали язычники, маги и колдуны. Господь даже предостерегал учеников: «Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Мёртвых будут воскрешать, больных исцелять. Но «не верьте им. Это разбойники и самозванцы». Какая же разница между Богом, совершающим чудеса, и колдуном, тоже совершающим «чудеса»? Пойди разберись: колдун же не извещает нас, что он колдун, и хочет лишь обогатиться за наш счёт и заодно прославиться. А разница огромная.

Послушаем, что говорит Господь, совершающий чудеса, Сам о Себе. Он сказал: «Я смирен сердцем». Вот где разгадка! Вот какою силою совершает Бог чудеса. Господь в тех или иных обстоятельствах по-разному говорит о Себе: конечно же, прежде всего, Он — Пастырь (Ин. 10, 11). Но Он — и «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), и «хлеб жизни» (Ин. 6, 48), и источник «живой воды» (ср. Ин. 4, 11–14). Господь об одном и том же разным людям, смотря по обстоятельствам, часто говорит по-разному одну и ту же истину. Но ясно для всех и на все времена сказал Господь о Себе следующее: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Вот оно, тайное могущество Бога, которым Он совершает чудеса.

Мы, конечно, тоже хотим совершать чудеса и мечтаем об этом. Поэтому, когда мы молимся и бежим справиться у того, о ком молимся, как, тебе полегчало в тот день и час, и сразу ли тебе полегчало? Мы не добавляем, хотя язык так и чешется сказать: «О, я тогда так усердно молился о тебе именно в тот день и час!» Конечно, похвально, что мы этого не добавляем. Но всё равно, как отрадно бывает услышать, что да, именно в тот день и час, когда ты усердно молился о нём, больному стало легче. Мы тогда торопливо ищем, о ком бы ещё нам немедленно помолиться, чтоб и тому полегчало, а мы бы тогда уже окончательно уверились в своей способности и силе чудотворения. Но здесь кроется страшная ошибка: мы бежим справляться, стало ли больному легче после наших молитв! Это наша гордыня. Господь не справлялся, а просто знал и говорил женщине: иди, дочь твоя исцелилась (ср. Мф.15, 28; Мк. 7, 30). Потому что мать просила, и Господь сжалился над ней. И говорил: будь по твоей вере. Верил ли Господь, что исцеление состоялось? Нужно ли было Ему наводить об этом справки? Конечно же, нет. Господь знал. Совершенная вера — это знание. Это — высшее развитие веры. Знание, которое в предельном значении есть любовь.

И Господь знает всё. Мы же здесь, на земле, лишь веруем и знаем только отчасти, то есть видим как «сквозь тусклое стекло» (1Кор. 13, 12). Господь видел ясно, потому что Он Бог. И совершал чудеса с единственной целью, чтобы мы узнали, что это Бог, наш путь, истина, жизнь. Господь ведь так и говорил прямо своим ученикам: «Я Бог. Пришёл от Отца показать вам путь к Отцу Моему. Потому что только через Меня можете придти к Нему». И в конце земной миссии Господь молился и благодарил Своего Отца, что Ему удалась земная миссия. Что Он сохранил тех, которых Бог дал Ему, и обещал сохранить их дальше и благодарил, потому что выполнил долг перед Отцом, перед Святой Троицей. Господь выполнил Свою миссию силою Бога, которая для нас была частично открыта в смирении и кротости Бога. Мы понимаем, это лишь самый краешек истины, открывшейся нам без всякого сомнения, ибо об этом сказал нам Сам Господь.

Вот, оказывается, какой силой, в том числе, Господь совершал все Свои чудеса. Мы не знаем всех прочих граней Его всемогущества. Господь открыл нам лишь одну из них — кротость и смирение. И мы можем уподобляться Богу именно в этом Его качестве. Мы часто, демонстрируя свою силу и могущество, напрягаем мускулы, повышаем голос, принимаем грозный вид. Но это всё либо театральное представление, либо самозаблуждение. Подлинное могущество оказывается совершенно в ином. Что сказал Бог пророку Илие, желая укрепить его в смертельной опасности и отчаянии одиночества? Господь пообещал выйти ему навстречу. Он сказал: «Пройдёт… большой сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы,… но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19, 11–12), и там будет Бог.

Как это понять умом?

А как понять, когда Господь говорит: «Если не смиритесь, не умалитесь, как вот этот младенец — не войдете в Царство Небесное?» (ср. Мф. 18, 4; Мк. 10, 14). Господь не говорил: встаньте на цыпочки, покажите свои мускулы, произнесите свои умные речи, ничего подобного. СМИРИТЕСЬ, как вот этот младенец!

Обратим внимание, Господь не сказал: «Смиритесь, как Я смиряюсь. Смотрите, как Я терплю вашу бестолковость, безумие, ваше непроходимое невежество и дикость. Скоро вы увидите, как Я ещё больше смирюсь, когда меня будут клеветать, плевать, угнетать, ранить и убивать, а Я буду с креста молиться за Своих убийц. Неужели вы думаете, что Я по бессилию Моему терплю всё это?!». Будто «Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53).

По смирению Своему не сказал всего этого Господь. По любви к нам.

Господь подал нам пример подлинной силы, с которой мы можем творить земные чудеса своего совершенствования и в конце концов совершить главнейшее чудо всей жизни — войти в вечную радость Господа нашего, в Его Царство Небесное. Аминь.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Бориса Куликовского