Газета / Статьи

Икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть» («Милующая» или «Милостивая»)

Празднование: 11 (24) июня

Святогорское предание

В столице Афона — городе Карее, основанном в 335 году императором Константином Великим, в алтаре Протатского собора, на горнем месте, и сегодня находится чудотворная икона, именуемая «Достойно есть», или «Милующая» («Άξιόν έστιν»).

История этой иконы, как явствует из ее названия, связана с появлением церковного песнопения «Достойно есть». Вот что рассказывает об этом удивительном случае святогорское предание.

В конце Х века на Святой Горе неподалеку от Карейского монастыря жил старец-отшельник с послушником. Проводя все время в молитве и посте, они оставляли свою келью лишь в исключительных случаях. Кстати, келья эта с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы сохранилась до настоящего времени. И вот однажды, в воскресный день 11 июня 982 года, старец-священник отправился ко Всенощному бдению в Карейский храм, а своему ученику наказал совершать эту службу дома.
Уже наступала ночь, когда послушник вдруг услыхал стук в дверь. Удивленный, он отворил ее и увидел на пороге незнакомого инока (монаха), который попросил приюта. Послушник впустил незнакомца, а скоро пришло и время Всенощной службы…

Заканчивая чтение канона, они оба встали перед иконой Пресвятой Богородицы, называвшейся «Милующая», и начали было петь древнюю величальную песнь святого Космы, епископа Маиумского, творца канонов: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…», как вдруг незнакомец прервал пение.

— А у нас не так величают Божию Матерь, — сказал он, — мы поем сначала: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» и уже потом: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим».

И — о чудо! — как бы откликаясь на это дивное славословие и приветствуя его, икона Божией Матери вдруг засияла необыкновенным небесным светом…

Ошеломленный всем виденным и слышанным, послушник простодушно попросил:

— А мы такой песни никогда и не слыхали… И не только мы, но даже и предки наши… Прошу тебя, запиши мне ее, чтобы я мог бы так же величать и славить Богоматерь.

Когда выяснилось, что в келье нет ни чернил, ни бумаги, незнакомец произнес:

— Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне. Ты и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы именно так славословили Пресвятую Богородицу.

Начертав на камне, ставшем под его рукой мягким как воск, слова песни, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, в тот же миг стал невидим…

Возвратившийся старец застал послушника, распевающего незнакомую чудесную песнь. А когда узнал о таинственном незнакомце и увидел каменную плиту с отчетливо запечатленными словами песнопения, сразу же понял, что их келью посетил сам Архангел Гавриил. Каменную плиту они отнесли к прету (начальнику Святой Горы) и подробно рассказали обо всем случившемся.

С тех самых пор ангельская песнь «Достойно есть» и стала звучать (звучит и в наши дни!) на Божественной литургии и других церковных службах. Икону, перед которой ее воспел Архангел Гавриил и получившую новое название — «Достойно есть», торжественно перенесли в Протатский собор в Карее, а плиту — в Константинополь.

Чудеса-вразумления свыше

Эта икона прославилась многими чудесами. Вот лишь два из них.

Святые афонские подвижники установили совершать крестный ход с иконой «Достойно есть» на второй день Пасхи. Для этого все иноки, как живущие в Карейском монастыре, так и подвизающиеся в отшельнических кельях, расположенных в его окрестностях, должны были собираться на церковную службу в храм Протата и после литургии совершать крестный ход.

Это святоотеческое установление как-то нарушили четыре монаха, жившие в Карее на подворье обители Святого Дионисия. Когда крестный ход проходил мимо их жилища, они не только не вышли навстречу иконе, но заперлись, называя участников крестного хода чревоугодниками и винопийцами, а само священнодейство — делом противозаконным.
Божия Матерь не оставила этих несчастных без вразумления: вечером того же дня вдруг пошел сильный дождь с градом, который побил все огородные растения и виноградники подворья. Самое удивительное было в том, что это бедствие постигло только Дионисиатское подворье!

Вразумленные столь чудесным образом, эти монахи на следующий год оказали святыне подобающее уважение, а у совершающих крестный ход попросили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого установления стали иноки обители Кутлумуша: под действием духа злобы они вообразили, что, так как живут в монастыре, не должны совершать крестного хода вместе с келиотами (монахами, живущими в отдельных кельях), а пройдут крестным ходом обособленно, как в других монастырях. Так они и поступили.
Но такое их превозношение было осуждено Божией Матерью — внезапно и с суши, и с моря напали на кутлумушскую обитель разбойники из неверных и подожгли ее… Кутлумушцы раскаялись в своем грехе и гордыне и в последующем стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе со всеми почитателями святыни.

Современное чудо

Чудеса, явленные по молитвам к Божией Матери перед Ее иконой «Достойно есть», не прекращаются и в наше время. Так, бушевавший летом 1990 года пожар на Афоне (огнем было объято сразу несколько обителей!) внезапно угас, лишь только на место пожара была принесена чудотворная икона «Достойно есть» и перед ней был отслужен молебен.

Списки иконы

Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся и в Русской земле.

В Галерной гавани Санкт-Петербурга был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланный с Афона точный список с этой благодатной иконы.

В 1858 году список с иконы был доставлен в Оренбург, в женскую обитель.

А 16 июня 1999 года список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» со Святой Горы Афон доставили на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры.

МОЛИТВА

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадающе ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но да явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевшаго Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое.

О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Церствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь

ЧУДЕСА

Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие.

Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все Небесные силы Ангелов и Архангелов.

И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, кто не исправляется. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам.

Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала:

— Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь.

И слова Ее приятные, тихие, кроткие и действуют на душу.

Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я, грешный, за эту любовь ко мне, нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все Небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на Небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас, убогих, и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.

И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу и близка нам по природе, как человек. И всякая душа христианская влечется к Ней любовью.

Преподобный Силуан Афронский

Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре Филофей были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец — отец Савва, — узнав об этом, опечалился и начал упрашиватьсовет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его, наконец, послушались.

Однако, спустя время, старца стали донимать укорами, говоря:

— Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

— Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

— Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец отвечал:

— Не теряйте надежды на Гликофилусу («Сладкое лобзание»). Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благой

Отец, позаботится о всех нас.

И вот у них закончился последний хлеб. Но не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы (город на севере Греции), и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова.

Монахи, видя очевидный промысел Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам:

— Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?

Из книги старца Паисия Святогорца «Отцы-святогорцы и святогорские истории»

Из книги Ольги Глаголевой «Богородица — наша заступница», ЭКСМО, 2010 год.

/* ]]> */