Газета / Статьи

Иоанн Креститель

Одной из самых загадочных и вместе с тем основополагающих фигур Священного Писания является поминаемый ныне в его Соборе святой Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», — свидетельствует о нём Сам Господь (Мф. 11, 11).

Стартовым событием земной миссии Христа является Его Святое Крещение. Покинув ставший Ему родным город Назарет, где почти безотлучно провёл детство, отрочество и юность (не считая Рождества в Вифлееме, кратковременного бегства Святого Семейства от Ирода в Египет и обучения 12-летним отроком в течение нескольких дней в Иерусалимском храме), 30-летний Иисус выходит к Иордану.

Здесь Иоанн Креститель уже произнёс удивительные слова: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Вышел сюда он полгода назад тоже не случайно. Случайного вообще ничего не бывает. Но проявилось промыслительное совпадение времён. Иисус, Сын Божий, Искупитель, обещанный людям ещё в раю, только что пришёл в готовность проповедовать (согласно закону, иудей мог начать общест­венное служение лишь по достижении 30 лет). Но как, с чего начинать проповедь? Его же ещё никто не знает! Он, оказывается, до сих пор был абсолютно никому неведом. По-современному говоря, Его нужно было, преж­де всего, «представить» народу.

Ну, а кто это мог совершить? Теоретически это можно было бы поручить либо царю иудейскому (на тот момент Ироду), либо первосвященнику (Анне с его тестем Каиафой). Но, как видим, Провидение отвергло и то, и другое. Был избран третий вариант: «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пус­тыне» (Лк. 3, 2). Сам Иоанн свидетельствует: «Пос­лавший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).

Да, это был единственный достойный способ представить Иисуса народу как Сына Божия. Ведь народ до сих пор именно Иоанна почитал чуть ли не богоравным, во всяком случае, окружённым орео­лом таинственности: все помнили историю его рож­дения от неплодной, видели его безгрешную жизнь в пустыне, его необычную одежду и пищу. Все были потрясены его призывом к крещению. Об Иисусе же мнение было весьма скромное: произошёл от плотника и незнатной отроковицы (рож­дение от Святого Духа и Девы было ещё прикровенно), воспитывался в домашней обстановке, общался со всеми на бытовом уровне, носил обычную одежду. Никто ещё не знал неизреченных тайн домостроительства. Все думали об Иисусе как об обыкновенном грешнике, который наряду с прочими блудниками и пьяницами пришёл к Иоанну с покаянием.

Свидетельство Иоанна о Иисусе было ошеломляющим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира… Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29; 34). Народ с большим сомнением воспринял его слова. Чтобы окончательно развеять в единоплеменниках недоумения, Иоанн тотчас добавляет о себе: Я лишь «глас вопиющего в пустыне… крещу в воде…, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете…, Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его… Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 23; 26?27; 33).

В подтверждение сказанного, и чтобы ни у кого в народе не оставалось сомнений, тотчас после Крещения отверзаются небеса, и раздаётся глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3, 17), и Дух в виде голубя нисходит на Иисуса.

В древней Церкви праздник Крещения Господня назывался днём Просвещения «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16).

Что же для нас теперь представляет нынешний праздник? Мы, разумеется, себя «сидящими во тьме» уже не считаем. Мы владеем Интернетом, смотрим телевизор. Зато усилиями отечественных министров культуры и образования за последние 20 лет мы из «самой читающей в мире нации» превратились в элементарных «потребителей информации», как это и было, оказывается, запланировано в программных документах на десятилетия вперёд. Это означает, что мы можем отныне лишь воспринимать то, что нам сказано, и принимать к исполнению.

Между тем, Крещение Господне навеки остаётся призывом всем, уверовавшим во Христа, последовать за Ним, к Свету, к Истине. «Кто будет веровать и креститься», — говорит Господь (Мк. 16, 16), то есть примет личное Крещение и добровольное усыновление себя через Христа Богу Отцу: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20,17), — тот «спасён будет».

Святой Иоанн Креститель, пришедший в мир Предтечей, вошёл в вечную жизнь как последователь Спасителя. По его примеру тысячи первомучеников, крестившихся собственной кровью, и новомученики Российские, наши лучшие соотечественники прошлого столетия, такие же последователи Христа, ныне украшают Царство Небесное.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Бориса Куликовского 20 января 2013 года

/* ]]> */