Газета / Статьи

Как изменить свою жизнь к лучшему?

12 июля — день памяти преподобного Паисия Святогорца

Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех. К примеру, если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не должен проходить даже близко от пивной. Необходимо малое усердие и доброе расположение, и тогда Благий Бог поможет нам преодолеть трудности. К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он признает эту страсть, подвизается для того, чтобы её отсечь, кается, смиряется. У него есть расположение отсечь эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою Благодать, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться, и продолжает грешить? Благодать Божия не приходит к человеку, находящемуся в состоянии неправильном, потому что такому человеку Благодать Божия не помогает. Ведь если бы Благодать помогала и в таких случаях, то Бог даровал бы ее даже диаволу.

Человек, впавший в какой-то грех, но не лежащий в нём, то есть не остающийся в своих греховных мыслях, но кающийся о своём падении и подвизающийся с целью не повторить этого падения, приемлет Благодать Божию и получает помощь. Однако если у человека нет покаяния и он считает грех модой, то его состояние демоническое.

— Геронда, а каким образом спасся один из разбойников, распятый рядом со Христом?

Этот разбойник перелез через забор и забрался в райский сад! «Разбойничье покаяние Рай окраде». То есть своим великим покаянием благоразумный разбойник сумел «обворовать» даже рай.

— Геронда, если изменивший свою жизнь человек не живёт по своим старым греховным привычкам, однако иногда впадает в какой-то из старых грехов, то это значит, что у него нет покаяния?

Э, если он падает при том, что прилагает необходимые старания к исправлению, то у него есть некоторые смягчающие вину обстоятельства. Вначале изменить свою жизнь нелегко. Однако, действительно поняв, насколько тяжелы грехи, которые он совершил, человек перестаёт в них впадать.

В старину покаяние было искренним. Если человек каялся, то он не возвращался вспять. Помню одну каявшуюся женщину. Как же она помогла мне своим истинным покаянием! Она вела себя очень скромно, ничего не говорила. Одетая в черные — похожие на монашеские — одежды, эта женщина приходила в одну часовенку и наводила там порядок, зажигала лампады… Даже просто глядя на неё, ты получал огромную пользу. А сейчас я вижу, как некоторые люди, едва успев изменить свою прежнюю греховную жизнь, начинают учить других, в то время как в них самих ещё живёт их ветхий человек. Конечно, если кто-то покается, прекратит жить так, как жил раньше — в блуде и разврате — и начнет жить духовно, это будет большой помощью и для других. Однако если, едва перейдя из одного состояния в другое, он тут же начинает изображать из себя духовного человека и проповедовать, то это прелесть.

— Может быть, Геронда, такие люди ведут себя так, думая, что таким образом они помогут другим?

Да, они ведут себя так, для того чтобы помочь другим. Однако за их действиями — особенно если они люди хоть сколько-нибудь известные, кроется гордый помысл: «Сейчас забудут о других и будут говорить обо мне!» Отсюда понятно, насколько порочны их побудительные причины. Если им действительно больно за свои грехи, то в течение некоторого времени им лучше о них помнить и избегать уверенности в себе. Им нужно быть очень внимательными. И когда у них появляются различные образы или помыслы из их прежней жизни, им надо изгонять их как помыс­лы хульные. Такое изгнание будет доказательством того, что они уже не принимают эти помыс­лы, что их духовный организм реагирует на них отрицательно. То есть для того чтобы по-настоящему измениться, человек должен, возгнушавшись своим прошлым, иметь многое смирение. Если он удержит из своей прежней жизни только немногое — то, что посчитает не очень вредным, то потом от этого «невредного» испачкается и всё остальное. С того момента, как у человека появится хотя бы одна малая мыслишка — малое самомнение о своем ветхом человеке, Бог прекратит подавать ему Свою помощь, и то, что будет делать этот человек, не будет чистым.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Москва, 2003, тома I-IV

/* ]]> */