Газета / Статьи

Ключ к счастью

Если чуть-чуть перефразировать известную русскую пословицу, то можно сказать: что ни делает Господь, всё — ко благу человека. Потому что Бог и Сам Благ и Человеколюбец (Исх. 34:6), и желает человеку счастья в земной жизни, а в вечности — спасения.

Счастье — это когда человек ставит себе цель, идёт и по каким-то признакам замечает, что приближается к ней.

Мы не станем рассматривать, какие вообще бывают цели. Их бесчисленное множество. Но вот перед учениками Своими Иисус поставил вполне определённую цель: прожить земную жизнь, чтобы итогом её стало Царство Небесное. Причём не только обозначил, но и научил, как эту цель достичь: дал заповеди (Мф. 5:1-7:29).

Ученики были простыми рыбаками и собирались прожить свою жизнь, как и их родители, тоже рыбаки. А куда деваться? Они были безграмотны. Но, в отличие от многих грамотных жителей XXI века, ученики Иисуса были глубоко верующими. Неверующих тогда в Израиле, кажется, вообще не было. Объявить себя атеис­том значило, в лучшем случае, стать изгоем, а то и вовсе быть побитым камнями. Все ходили в синагогу, слушали Священное Писание и ожидали Мессию, Который должен был прийти и спасти израильский народ.

Иоанн Креститель полгода проповедовал в долине реки Иордан. «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская» принять крещение, «исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5). Когда же вслед за ним вышел Иисус на проповедь, и двое учеников Иоанна, Андрей и Иоанн Зеведеев, услышав, что это — «Агнец Божий» (Ин. 1:36, 40), оба тотчас последовали за Иисусом.

Другие же два ученика, Филипп и Нафанаил, поначалу заспорили. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей…, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:45-46) Однако очень скоро убедился, что Иисус и есть всеми ожидаемый Сын Божий, Мессия, и с жаром последовал за Ним (Ин.1:49).

Ученики были счастливы. Они обрели смысл жизни: стать сподвижниками Самого Бога и войти в Царство Небесное (Мф. 19:28)!

Невольно поражаешься, с какой лёгкостью ученики расставались со своей прошлой жизнью, с родными и близкими! Вот Иисус, проходя мимо Галилейского моря, «увидел двух брать­ев, Симона, называемого Петром, и Анд­рея, брата его, закидывающих сети в море… и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоан­на, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:18-22).

Что это было, гипноз? Люди мгновенно бросают свои сети, лодку, всё то, что сос­тавляло средство к существованию, наконец, отца родного в этой лодке наедине с наёмниками (Мк. 1:20), а Пётр — и свою семью (см. Мк. 1:29-30)! Мытарь Левий Алфеев по мимолётному зову: «Следуй за Мною!» (Мк. 2:14) немедленно бросает свой мытарский промысел и идёт за Иисусом.

Нет, это был никакой не гипноз. Это был призыв Бога, Его святая воля. И люди были уже готовы услышать этот призыв. Они «созрели», как созревает плод на ветке дерева. Его оставалось только снять.

Так и каждый, в сознательном возрасте пришедший к вере, войдя в храм, оставив за его порогом прежнюю «счастливую» жизнь с её прио­ритетами, теперь не в состоянии даже самому себе дать отчёт, как это произошло, и почему раньше-то он не пришёл к Богу, а влачил жалкое существование, пускай и в сытости и довольст­ве, но, как теперь видит, пустоцельно и так несчастливо!

Три с половиной года Иисус воспитывал Своих учеников, которым предстояло в дальнейшем «завоевать» всю вселенную. Он вооружил их самым совершенным оружием — Святым Духом, Которому никакая сила не может противостоять (Лк. 21:15).
Ученики твёрдо следовали за Иисусом. Они в Него поверили. Да и как не поверить: мёртвых воскрешал, больных исцелял, голодных кормил из ниоткуда добытым хлебом (Мф. 14:17-21; Ин. 21:9)!

Однако были и сомнения. Даже настоящий кризис наступил однажды, когда Иисус при огромном стечении народа вдруг объявил, что Он Сам — «хлеб жизни», и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:48,51,53-54).

То, что Иисус часто называл Себя Сыном Человеческим, для учеников не было новостью. Но чтобы вкушать Тело Его и пить Его Кровь… «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). И даже эти двенадцать были подавлены. Иисус спросил: «Не хотите ли и вы отойти?» Все опустили головы. Тогда «Симон Пётр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:67-69).

Так нашёлся чуть было не потерявшийся ключ к счастью: «мы уверовали»!

Можно жить дальше.

Но вот на Тайной Вечери Иисус вдруг объявляет ученикам о Своём уходе. Что для их же блага, если Он уйдёт. «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7).

Ученики потрясены. Иисус уходит! Потеря — невосполнимая. Говорит об Утешителе, о Котором они слышат сейчас впервые. Кто Он, Утешитель? И когда это будет? Дождутся ли они? И потом, они ведь привыкли к Нему, Иисусу! Сможет ли вообще кто-нибудь другой заменить Его, если Он уйдёт?!

Учитель, Наставник, ради Которого они оставили всё своё прошлое, с Которым они три с половиной года были неразлучны, Который Сам говорил: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28), — их покидает!.. Кто же теперь будет учить их, как дальше жить?..
Иисус печально смотрит на Своих учеников: опять испытание веры… Они снова несчастны.

Вся Евангельская история о том, как ученики то теряли веру, то обретали снова, как будто списана с нашей собственной жизни. Настолько она нам знакома. Наше собственное счастье подчас такое зыбкое, что, кажется, мы только и делаем, что ловим его в воздухе руками: оно то ускользает, то вновь с нами.

И вот последний удар. Сорок дней прошло с тех пор, как воскрес Иисус. Ученики примирились. Пусть хоть так. Время от времени. Но всё же приходит к ним, разговаривает. Они теперь стали с Ним сдержаннее и даже не сразу стали узнавать Его. Потому и дистанция уже ощущалась страшная: Он — и они, чтобы подойти и попросить, как прежде: «Расскажи нам притчу». О сеятеле, или о потерянной овце. Любимый ученик вряд ли теперь так легко и беззаботно припадал к Его груди. И всё-таки встречи эти с воскресшим Иису­сом были трепетно ожидаемы!

Эти встречи были последней вещественной ниточкой, связывавшей их с Человеком Иисусом, перед Которым они благоговели, чувствовали себя бесконечно виноватыми, потому что предали однажды. Но они по-прежнему любили Его и желали никогда с Ним не расставаться.

Момент Вознесения Иисуса на небо лишь упомянут у Марка, а у Луки описан в следующих словах: Иисус «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51).

Да, они запомнили повеление Иисуса перед Вознесением: «Я пошлю обетование Отца Мое­го на вас; вы же оставайтесь в городе Иеру­салиме, доколе не облечетеся силою свыше» (Лк. 24:49).

Что же это за «сила»? И когда она сойдёт к ним «свыше»? В том, что она сойдёт, сомнений не было. Но заменит ли она, эта «сила», сможет ли заменить им живого Иисуса? Потому что с Иисусом, похоже, они расстались навсегда. Они это сейчас вдруг ощутили всею осиротелостью души. Точно занозу в сердце, остро и неотвратимо.
Для учеников наступило последнее и, может быть, самое тяжёлое испытание веры.

Они, точно потерянные, послушно спустились с горы Елеон. Вошли в ту самую горницу, где уже сидели однажды, запершись «страха ради иудейска» (Ин. 20:19).

Предстояло ждать здесь обещанного Утешителя. «Силу свыше». Это ожидание покажется ученикам невыносимо долгим.

Но ключ к счастью, который уже, казалось, потерялся окончательно, к ним непременно вернётся! — они любили. Любовь — это чудо, залог верности. А верных Господь никогда не оставляет.

Счастье вернётся к ученикам ровно через десять дней. Вместе с Утешителем.

И пребудет с ними вечно!

Протоиерей Борис Куликовский

/* ]]> */