Газета / Статьи

ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНЬЯ… И ВЕКА

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с момента возведения являлся главным украшением глухого тогда подмосковного местечка Костино. Неудивительно, что с изобретением фотографии в объектив приверженцев нового искусства не раз попадало это нарядное, гармоничное здание. Мало уже тех, кто помнит, как выглядела древняя костинская церковь до разрушения. Но об этом рассказывают нам чудом уцелевшие среди великих потрясений ХХ века старые снимки.
И, конечно, с первых дней возрождения храма, тоже ставшего истинным украшением наших мест, за ним следили уже десятки камер, благо искусство фотографии стало общедоступным. Среди энтузиастов были как начинающие, так и настоящие фотохудожники, мастера своего дела.
А вот свести вместе мгновения, запечатленные для потомков на протяжении более ста лет, решили устроители выставки, приуроченной к 320?летию храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с момента возведения являлся главным украшением глухого тогда подмосковного местечка Костино. Неудивительно, что с изобретением фотографии в объектив приверженцев нового искусства не раз попадало это нарядное, гармоничное здание. Мало уже тех, кто помнит, как выглядела древняя костинская церковь до разрушения. Но об этом рассказывают нам чудом уцелевшие среди великих потрясений ХХ века старые снимки.
И, конечно, с первых дней возрождения храма, тоже ставшего истинным украшением наших мест, за ним следили уже десятки камер, благо искусство фотографии стало общедоступным. Среди энтузиастов были как начинающие, так и настоящие фотохудожники, мастера своего дела.
А вот свести вместе мгновения, запечатленные для потомков на протяжении более ста лет, решили устроители выставки, приуроченной к 320?летию храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Кроме фотографий, здесь представлены копии старинных документов, имеющих отношение к костинскому храму, и карт нашей местности, начиная с XVI века. В экспозиции можно познакомиться с внешним видом и содержанием Разъезжей грамоты, составленной в 1584-1585 гг., где впервые упоминается Костино, точнее – Костинская гать. Здесь же можно полюбоваться на репродукцию портрета княгини Екатерины Гавриловны Гагариной-Долгоруковой, одной из владелиц имения и села Костино-Богородское. Портрет очаровательной княгини, вступившей в права владения Костино в 1829 году, принадлежит если не кисти Владимира Боровиковского, то, судя по стилю, одного из его учеников. (Известно, во всяком случае, что В.Л. Боровиковский в 1811 году написал портрет княгини М.И.Долгоруковой, возможно, свекрови или иной родственницы владелицы Костино. Вопрос об авторстве портрета Екатерины Гавриловны ждёт своего исследователя). Картина возвращает из небытия внешний облик женщины, заботливыми стараниями которой церковь содержалась и процветала.
Среди представленных документов – клировые ведомости, старые фотографии усадьбы Александра Крафта, последнего владельца имения и церковного старосты костинского храма. Можно увидеть, и уже упоминавшиеся снимки внешнего вида и интерьера храма в дореволюционные годы.
Душевную боль вызывают снимки, демонстрирующие, во что превратилась красивая церковь «стараниями» богоборцев-коммунаров, устроивших там в 1930-х годах радиоузел. А на снимке Юрия Широкова, сделанном в 1954 году, уже ничто не напоминает о стоявшей здесь более двухсот лет церкви…
Юрий Широков – один их тех, кто внёс свою лепту в создание летописи возрождения храма в 2000-х годах. Наряду с другими королёвскими фотомастерами – Владимиром Кругловым, Игорем Антонюком – он проследил новейшую историю нашей церкви по этапам, от создания общины до торжественных служб в новом величественном здании. Ни один из этапов строительства не ускользнул от внимания фотографов, как и чудесные, одухотворённые лица прихожан во время служб. Юбилейную выставку, размещённую при одном из входов в нашу церковь, уже посетили многие прихожане. Полезно будет сделать это и всем королёвцам, неравнодушным к истории родного края.
Светлана ПОПОВА

/* ]]> */