Газета / Статьи

«Освятим, братие, святой пост в честь апостолов Христовых!»

Установлен этот пост в глубокой христианской древности в память святых апостолов, которые, готовясь к проповеди Евангелия «по всем концам земли», налагали на себя пост, соединённый с сердечной молитвой. Нетрудно уразуметь, что апостольский пост является для нас, православных христиан III тысячелетия по Р.Х., напоминанием о весьма важных вещах!

Всякое дело Божие, особенно сопряжённое с душевной пользой людей, требует подготовки как умственной, так и физической. Однако главным условием содействия Божией благодати ученику Христову остаются пост и молитва. Правильно и разумно сочетанные, они ограждают христианина от бесовских искушений, от самого влияния демонического на душу, которое может быть и не слишком заметным для неопытных в духовной жизни.

«Род сей, — говорил Спаситель о падших духах, — изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Между прочим, всякому имеющему дело с людьми человеку, постоянно вступающему в общение с ними, хорошо известно, сколько неожиданных препятствий, в том числе и психологических, поминутно возникает в ходе любого дела: это амбиции, обиды, недоразумения, вплоть до потери доверия и взаимопонимания.

Апостолы Христовы учат нас своим примером облекаться в светлые ризы любви и премудрости, нравственной чистоты и духовной силы, добродетелей, матерью которых является пост, то есть разумное воздержание от всех излишеств в пище и питии.

Приметим, что служение апостолов было преимущественно словесным их оружием, покорившим Вселенную Христу, были собственные уста, помазанные силой Духа Божия! Но ведь и мы — существа словесные, и каждый христианин, по мысли святого апостола Петра, должен быть всегда готов дать отчёт о своем уповании (1 Пет. 3, 15)… И святой апостол Павел хочет, чтобы каждое слово наше было не пустым, но назидательным и доставляло благодать слушателям.

Во многом именно самоограничение в пище, умение обуздывать ненасытное чрево (всегда провоцирующее нас на излишества, столь вредные для здоровья), искусство воздержания, святой пост содействуют силе слова. Простое и ясное, тёплое и прекрасное, оно имеет неотразимое воздействие на сердца ближних, если произносится во славу Господа Иисуса Христа.

Постник, просвещённый ведением Закона Божия, исполняющий жизнью Христовы Заповеди, чем более говорит, тем более обогащается внутренне; чем более расточает он усилий в общении с людьми, тем более укрепляется духовно.

Соединили апостолы пост с молитвой — и «во всю землю изыде вещание их, и в концы Вселенныя — глаголы их»! Словом они поднимали с одра болезни расслабленных, возвращали слепым померкнувшее зрение, воскрешали мёртвых. Их слово могло быть карающим мечом для развратителей и хулителей веры, соблазнявших доверчивые и не­умудрённые души. Тысячи людей, слыша вдохновенные слова святых Петра и Павла, умилялись сердцем, а главное, проникались горячей любовью к Спасителю мiра Господу Иисусу Христу. Слово Первоверховных апостолов было «очищено седмерицех», драгоценно «паче злата и топазия», «слаще мёда» для тех, кто с благоговением воспринимал его.

Да, мы не святые апостолы, даже не демосфены и цицероны, но мы ученики Слова Воплощённого! И в нас вселилась благодатная искра Божия, опочив в сердцах при свершении над нами таинства Крещения! Вооружимся же, братия, постом и молитвой, чтобы наше немощное человеческое слово, освящённое Духом Господним, стало обоюдоострым мечом, страшным для демонов, целительным бальзамом, любезным для людей, причиной веселия Ангелов, содействующих нам в трудах доброделания.

Пусть наше слово, произносимое «с чувством, с толком, с расстановкой», предварённое делами веры, в известный Богу час поставит нас одесную Вечного Судии… Пришествие Его свершится непременно, хотим мы этого или нет! Аминь.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ
Русский Дом. 2010, № 6.

/* ]]> */