Газета / Статьи

Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие

Когда на Тайной Вечери Апостолы печалились о предстоящей им разлуке со своим Божественным Учителем, Он изрёк им утешительное обещание: «Не оставлю вас сиры»… «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век — ДУХА ИСТИНЫ» (Ин. 14, 16)…. «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всякую истину» (Ин. 16, 13): «Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин. 14, 26).

И вот это обещание Свое Господь исполнил через 10 дней по Вознесении, в 50‑ый день после Своего преславного Воскресения из мёртвых. Обещанный Им «Утешитель», Дух Святый сошёл на Апос­толов, и с этого момента явилось на земле «Царствие Божие, пришедшее в силе», о котором неоднократно говорил раньше Господь (Мк. 9, 1): ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА, которая есть не что иное, как сокровищница постоянно пребывающей в ней благодати Духа Святаго. Вот почему Святые Отцы именуют нередко день Пятидесятницы днём рождения Церкви Христовой, основать которую ещё во время Своей земной жизни обещал Христос, когда говорил: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18).

Для чего нужна Церковь?

Церковь — это как бы корабль, который везёт нас к тихому пристанищу вечной блаженной жизни, спасая нас от потопления в бушующих волнах житейского моря, руководимый дивным, премудрым Корм­чим — Духом Святым.

Церковь Христова — это Царство Духа Божия. Дух Божий неизменно пребывает в истинной Церкви Христовой и одухотворяет её, исполняя Собою души всех истинно верующих.

Вот почему так велик и славен день Пятидесятницы, который и именуется поэтому «конечным» и завершительным праздником, в кругу всех прочих праздников христианских. Не напрасно великий отец Церкви святитель Златоуст называет его «столицей праздников».

Велик и славен праздник Рождества Христова, несравненна слава «праздника праздников и торжества торжеств» преславного Воскресения Хрис­това, но ни от того, ни от другого не было бы нам никакой пользы, если бы не сошёл в день Пятидесятницы Дух Святый. В этот день нисшествием Духа Святаго завершилось всё величественное дело «домостроительства Божия» — дело спасения падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

А в этом деле принимали участие все три лица Пресвятой Троицы — вся Преестественная, Пребожественная Троица: Отец, Сын и Святый Дух. Вот почему в этот день мы празднуем не только Святому Духу, сошествие которого вспоминается, но всей Преестественной Троице — Единосущной и Нераздельной, «Та бо нас спасла есть», и праздник этот обычно называется «Троицыным днём», или «праздником Святой Троицы». «Чему быть благоволил Бог-Отец, — что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшёл Дух Святый», как учит наш отечественный богослов епис­коп Феофан, Вышенский Затворник, ибо спасение наше, «по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы» (1 Петр. 1, 2). Того ради и «крещаемся во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», обязуясь «блюсти вся, елика заповедал Господь» (Матф. 28, 19-20).

По словам святителя Иоанна Златоуста, в день Пятидесятницы, «мы достигли до самой вершины благ, вступили в самую столицу праздников, пришли к самому плоду обетования Господня… Чрез Него (чрез Духа Святаго) мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Святаго мы видим лики священников, имеем полки учителей; от этого источника и дары откровений, и дарование исцелений; и всем прочим, что обыкновенно украшает её, Церковь снабдевается отсюда. И Павел взывает так: «вся сия действует Один и Тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет» (1 Кор. 12, 11).

Вот почему, кто желает пользоваться благодатными средствами, необходимыми для нашего духовного возрождения (ибо в этом и состоит сущность христианства: стать новою тварью), — тот должен принадлежать к Церкви, но, конечно, к истинной Церкви, а не к какой-либо созданной людьми организации, называющей себя «церковью», каковых сейчас много. Без благодати Божией, подаваемой только в истинной Церкви, невозможно духовное возрождение, невозможно и вечное спасение!

Слово Божие ясно учит:«Да будут вси едино» (Ин. 17, 11); «Един Господь, едина вера» (Ефес. 4, 5); «быть в единомыслии между собою» (Рим. 15, 5); «Будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2, 2); «Будьте все единомысленны» (1 Петр. 3, 8); «Будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте, не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16).

Призыв к единомыслию и единодушию христиан в Церкви проходит красной нитью через всё Священное Писание, ибо какая «церковь» может быть там, где каждый мыслит и чувствует по-своему, «по своему вкусу». Церковь есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15), а Истина только одна, а потому и истинная Церковь может быть только одна.

Вот к этой-то единой истинной Церкви, основанной Самим Господом Иисусом Христом и утверждённой Его святыми Апостолами, мы и должны принадлежать, если хотим духовно возродиться и наследовать вечное спасение.

Но принадлежать к ней, само собой разумеется, надо не только формально, а всей душой — всем внутренним сущест­вом своим: надо жить в Церкви, исполняя ревностно все её наставления и предписания и принимая благодатные таинства, установленные для нашего духовного очищения и возрождения — для возсоздания нашей падшей грехом человеческой природы.

Без этого одна только внешняя принадлежность к Церкви нас не спасёт, а может даже послужить к большему осуждению — за пренебрежение к великому дару Божию, которым мы обладали, но презрели, не пожелали им воспользоваться.

Единая истинная Церковь, к которой необходимо принадлежать и в которой надо жить для спасения — это Церковь Восточная, Православная, которая вот уже почти 20 веков свято и нерушимо хранит догматическое и нравственное учение Евангелия и весь канонический дисциплинарный строй, основанный на нравственных требованиях евангельского учения.

Что это действительно так, об этом свидетельствуют как раз обвинения, которые бросаются ей, будто она «закоснела», «окаменела», «находится в параличе», «противится прогрессу», «не хочет идти в ногу со временем». Все эти обвинения и заключают в себе высочайшую похвалу для неё, как единой истинной Церкви, хранящей неизменно всё то, чему учил Христос и Его Святые Апостолы, Им наученные.

«Блюдите убо, како опасно ходите!» — предостерегало Слово Божие ещё в Апостольские времена (Ефес. 5, 15) всех христиан.

Не с большим ли ещё правом должны мы помнить, и всем и каждому постоянно напоминать это апостольское предостережение в наши дни, которые стали теперь столь «лукавы», как никогда прежде?

Будем же усердно молить Пресвятую Троицу, да помилует и избавит нас от лукавства наших времён, которое стало уже как бы второй природой многих. И станем хранить своё единение с истинной Церковью Христовой, чуждой всякаго лукавства, моля благого Утешителя:

«Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!..»

«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости!..»

«Прииди к нам, Утешителю, Твоего утешения исполняяй!..»

В переживаемое нами время общего осквернения всех сторон жизни, глумления над святостью и постоянных скорбей от господства нечестия, мы особенно нуждаемся в благодатной помощи и утешении Духа Святаго, ниспосылаемого нам Промышлением Всесвятой Троицы в истинной Христовой Церкви.

«Троице Святая, слава Тебе!»

Архиепископ Аверкий Таушев

/* ]]> */