Газета / Статьи

Сегодня — Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы — один из великих христианских праздников — приходится на Руси на великолепную пору золотой осени. Природа словно приветствует жёлто-багряным салютом появление на свет той, что стала «Лествицей, по которой сошёл в дольний мир Христос и по которой поднимается в горний мир человек». Защитница всего живущего, радетельница за любое живое дыхание, символ Вечной женственности…

Каково значение этого праздника для христиан, я попросила пояснить нашим читателям отца Бориса КУЛИКОВСКОГО, настоятеля королёвского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

— Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии празднуется церковью как день всемирной радости, — рассказал отец Борис. — В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Дева, приуготованная от века Божественным промыслом послужить тайне воплощения Бога — явиться Матерью Спасителя мира. Пресвятая Дева Мария появилась на свет в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона, брата пророка Моисея. Супруги были бездетны, однако, достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твёрдо веря, что Богу всё возможно и Он может разрешить неплодство Анны даже в её старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлёт Господь. Бесчадие считалось у еврейского народа наказанием за грехи, поэтому праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким, будучи уже семидесятилетним, принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия. Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами сорок дней молился Господу о даровании дитяти. Анна, узнав о произошедшем в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принёс им радостную весть: молитвы услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева была названа Марией, ибо так назвал её ангел, предвозвестивший родителям о рождении дочери. «Мария» в переводе с еврейского означает «Госпожа». По словам святого Иоанна Дамаскина, сделавшись Матерью Творца, Дева Мария действительно стала Госпожею всех тварей. Пресвятая Мария своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Указания на него можно найти уже в IV веке, когда равноапостольная Елена построила храм в честь Рождества Матери Божией, а также у святого Иоанна Златоуста, святых Прокла, Епифания и Августина. В V веке о праздновании Рождества Богородицы упоминают святой Григорий Двоеслов и Стефан Святоградский, в VII веке — святой Андрей Критский и Сергий, патриарх Константинопольский. Они прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, коими и ныне Церковь воспевает пришедшую в мир Пресвятую Деву. Так, с древних времён «язык всех православных похваляет, и блажит, и славит пречистое рождество Марии Богоневесты»!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

Рождество Пресвятой Богородицы — начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

В годы, предшествовавшие этому событию, люди устали ждать, когда свершится реченное Господом через пророка: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Лишь избранные ещё верили в возможность появления Девы, и вот тогда-то всё и произошло! И это тоже — урок для нас…

Самое важное, что нужно отметить, говоря о Рождестве Пресвятой Богородицы, — то, что Дева Мария была человеком, рождённым земными родителями. В детстве — обычная девочка, она училась, росла, занималась рукоделием, в трёхлетнем возрасте отдана родителями послушницей во храм, много молилась и, чем могла, помогала в храмовой жизни. Она на собственном опыте познала все человеческие радости и беды, все скорби, связанные с пребыванием души в бренной плоти. А позже, выстрадав с Сыном все муки Его крестного пути, достигла таких духовных высот, что стала превыше не только всех святых, но даже и сил небесных — серафимов и херувимов. И вот уже две тысячи лет Она подаёт помощь всему множеству обращающихся к Ней христиан одновременно, словно всеобщая Мать, любящая особо каждого из своих детей.

То, что Богородица была плоть от плоти человеческой, даёт всем нам надежду. Если был пример проявления человеком подобной силы духа, значит, путь духовного восхождения не заказан и самым отчаявшимся грешникам! Природа человеческая — не приговор, а лишь преодолимая преграда на пути духовного совершенствования — вот один из главных и драгоценных смыслов, заложенных в этом празднике. Он, кстати, сведён на нет ложным догматом, принятым в католицизме и у протестантов, — о якобы непорочном зачатии, благодаря которому была рождена Дева Мария. Это утверждение не только не возвышает, но и принижает роль духовного подвига, свершённого Пресвятой Богородицей.

— Храм, настоятелем которого вы являетесь, посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, и праздник этот для вашего прихода — храмовый. А почему для вновь сооружаемого храма было выбрано именно такое название?

— Дело в том, что наш храм не строился «с чистого листа», а возрождался на месте церкви, разрушенной в годы воинствующего атеизма. Храм Рождества Пресвятой Богородицы возвёл в Костине стольник царя Алексея Михайловича Фёдор Иванович Косьмин в 1689 году, а разрушен он был в 30-е годы ХХ века. Когда в 90-х годах здесь создалась православная община, поначалу планы возрождения храма выглядели полной утопией. Но, с помощью Господа и Пресвятой Богородицы, в 1998 году на месте будущего строительства был сначала воздвигнут памятный Крест, а в 2003-м был вынут первый ковш земли на месте будущего фундамента. Сегодня основные строительные работы закончены, и с 6 января 2006 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Костине идут ежедневные богослужения.

— Нельзя не отметить, что он стал поистине украшением нашего города. Высокий синий («богородичного» цвета) шатёр и золотые купола белоснежного здания радуют взор ещё издали. Это — самый большой в городе храм, рассчитанный на богослужение с участием более чем 1000 верующих. Радует церковь не только внешним видом, но и звоном: храм уникален ещё и тем, что имеет две звонницы, и с недавнего времени мелодичный звон колоколов ежедневно оглашает округу. Однако отделочные работы ещё не закончены. На каком они этапе?

— Собственно, в здании размещается два храма: верхний и нижний, посвященный св. ап. и св. Иоанну Богослову. В нижнем с начала января идут службы, внутренняя его отделка практически закончена (там не предусмотрена роспись). Главная наша забота о нижнем храме — изготовить достойный иконостас, живописный, резной, а не состоящий, как сейчас, из репродукций икон. Но, думаю, это — дело ближайшего будущего. А вот в главном, верхнем храме отделочные работы в полном разгаре. И закончены они будут ещё не скоро: стены, колонны и купол предполагается украсить росписью в лучших традициях древнерусского церковного искусства. А начать роспись, по технологии, можно не раньше, чем через 2-3 года с момента окончания строительства.

— Не сомневаюсь, что и эти замыслы осуществятся, ведь возведение такого грандиозного храма исключительно на средства верующих уже сродни чуду!

Елена МАКСИМКИНА. Калининградская правда, № 104, (17086 ), 21 сентября 2006 года

/* ]]> */