Газета / Статьи

Вознесение Господне

Праздник Вознесения завершает собой длинную череду праздников, посвящённых событиям из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эта череда началась для нас Рождественским постом, празднованием Рождества Христова, далее были праздники Крещения Господня, Сретения. Мы прошли через Страстную седмицу, отпраздновали Воскресение Гос­пода нашего Иисуса Христа, и вот в конце сорока­дневного периода празднования Воскресения Христова мы воспоминаем, как Господь вознёсся на небо.

Читая евангельскую историю Господа нашего Иису­са Христа, мы обращаем внимание на то, что каждое из Евангелий заканчивается по-разному. В Евангелии от Матфея последняя сцена, где Господь Иисус Хрис­тос встречается со Своими учениками, происходит в Галилее на горе: Спаситель посылает тех на проповедь и заповедует: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28. 19). И обещает им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 20).

В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Гос­подь Иисус Христос вместе с Петром уходит, и мы не знаем, куда, а за ними следует возлюбленный ученик Иисуса — тот самый Иоанн, который и написал это Евангелие. Четвертое Евангелие заканчивается так, как иногда заканчиваются художественные фильмы, когда два человека уходят вдаль, и на этом фоне мы видим субтитры.

А вот Евангелия от Марка и от Луки повествуют о событии, которое мы вспоминаем сегодня. Это событие Вознесения Господня. В Евангелии от Марка об этом говорится кратко, у Луки — более подробно. А ещё раз это же событие евангелист Лука описывает в своей второй книге — Деяниях апостольских. Таким образом, именно событие Вознесения Господня становится пограничным событием между историей земной жизни Иисуса Христа и историей христианской Церк­ви, которая является её прямым продолжением.

Мы видим, что Господь Иисус Христос возносится на небо после того, как Он в течение 40 дней многократно являлся Своим ученикам. Евангелисты, каждый по-своему, описывают эти явления Господа и рассказывают о том, как ученики не сразу поверили, что это воскресший Иисус. Евангелист Матфей прямо говорит о том, что когда в Галилее ученикам явился Христос, то одни из них поклонились Ему, а другие усомнились.

Евангелист Лука в чтении, которое мы сегодня слышали, упоминает о том, что ученики приняли воскресшего Иисуса Христа за призрака. Так уже было в своё время, когда Спаситель шёл к ним по воде среди ночи (см. Мф. 14. 23-33). И дабы уверить учеников, что это действительно Он, а не какой-нибудь призрак, привидение или фантом, Господь показывает Свои руки, Свои ноги, и они убеждаются в том, что действительно воскресший Господь Иисус Христос.

А евангелист Марк рассказывает нам о явлении Господа ученикам, среди которых в тот момент не было Фомы, а затем о том, как Фома не хотел поверить в событие Воскресения Христова, как он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25), как затем Господь явился всем ученикам, в том числе Фоме, и показал ему и руки, и ноги, и рёбра. И повелел прикоснуться к Нему, чтобы удостовериться, что это действительно Он.

Как мы сегодня слышали в евангельском чтении, для того, чтобы уверить Своих учеников, Иисус спросил: «Есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24. 41). Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

А в Евангелии от Иоанна мы слышим о том, как Сам Господь, явившись ученикам на море Тивериадском, то есть на Галилейском озере, приготовил для них трапезу: рыба была разложена на огне, когда они вернулись с рыбной ловли (см. Ин. 21. 1-14).

Мы знаем из всех этих евангельских рассказов, а также из свидетельств апостола Павла, что Господь многократно являлся Своим ученикам. И по мере того, как они убеждались, что Являющийся им — не призрак, но Тот Самый Господь Иисус Христос, с Которым они провели несколько лет, чьими учениками они были, чьи проповеди услышали и чьи чудеса видели, укреплялась их вера. И всё-таки ещё она оставалась слабой даже после того, как Господь воскрес. И всё-таки ученики задавали Ему вопросы, свидетельствовавшие о том, что они ещё плохо себе представляли, что ожидает их и для чего произошли события, свидетелями которых они стали.

Вопрос, который они задали Господу Иисусу, мы слышали сегодня из чтения Деяний апостольских: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1. 6). Они всё ещё надеялись, что Господь Иисус Христос станет царём над Израилем, восстановит могущество Израильского царства, изгонит из страны римских оккупантов и что они воссядут с Ним, как Господь и обещал, на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Только они, наверное, думали, что это произойдет в сей земной жизни, в том самом Израильском царстве, которое было некогда завоёвано и в то время находилось в состоянии тяжёлой политической зависимости от иноземцев. Но Господь уготовал для них совсем другое Царство и совсем другие престолы. И когда Он вознёсся от них, ангелы, явившись ученикам, сказали: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1. 11). С этого момента они начали жить ожиданием Его Второго пришествия. И вот уже две тысячи лет как Церковь Христова живёт этим ожиданием.

Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1. 7). Когда Спаситель наш вознёсся на небо, многие ученики думали, что Он вернётся очень скоро, может быть, через год или два, может, через десять лет. Они думали, что ещё застанут Его Второе пришествие. Как апостол Павел писал: «Не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15. 52). «Мы, оставшиеся в живых, …восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4. 17), — говорит он в другом послании.

Потом уже апостолы стали понимать, что пришествие Господне, которое Он обещал, может произойти не при их жизни. И уже в посланиях апостольских мы слышим голос учеников Христовых, которые говорят: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (3 Пет. 3. 9). И вот уже две тысячи лет Господь долготерпит. Мы не знаем, сколько ещё Он будет терпеть наши грехи, наше непослушание, нашу неверность Ему, и в то же время понимаем, что рано или поздно Он придёт.

И мы знаем, что, вознесшись на небо, Он не оставил Свою Церковь, не оставил Своих учеников здесь, на земле, без Своего Божественного присутствия. Телом Он вознёсся на небо, но Духом остаётся в Своей Церкви. И всякий раз, когда мы открываем Евангелие и вслушиваемся в слова Господа Иисуса Христа, когда приходим в храм и присутствуем на Его Тайной вечере, мы понимаем, ощущаем и осознаём: Он жив, Он среди нас, Он не оставил нас, но пребывает со Своими учениками. «Никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне» — вот что говорит сегодня Церковь о Его вознесении на небо. И это Божественное присутствие придаёт нам силы быть Его апостолами, быть свидетелями Его Воскресения и по мере наших скудных человеческих сил воплощать в жизнь Его учение.

Господь вознёсся на небо, но Он остался с нами. И с этого момента началась история Церкви. Через десять дней мы будем праздновать событие, которое Господь предсказывал Своим ученикам (см. Ин. 14. 26); упоминание об этом можно увидеть и в словах Иоанна Крестителя, говорившего о крещении Духом Святым и огнём (Лк. 3. 16). Этот Божественный огонь сойдёт на главы апостолов, которые заговорят на разных языках, точнее, люди из разных народов будут слышать учеников Христовых, говорящими на их родных языках.

С этого момента начнётся самостоятельная жизнь Церкви и самостоятельная проповедь апостолов. Но Господь и дальше будет руководить Своими учениками. «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин. 14. 12), — сказал Иисус Христос, и мы в книге Деяний апостольских слышим о том, что ученики Спасителя совершали такие же чудеса, которые совершал Сам Спаситель. Из истории Церкви известно сколь великие чудеса совершались на протяжении всех этих двух тысяч лет. И сейчас на наших глазах происходят чудеса, когда силой Божией страж­дущие исцеляются от болезней, когда из неверия возвращаются к вере, когда сила Божия действует на людей так же, как это было при земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сила Его Святой Церкви всегда будет заключаться именно в том, что Господь в ней присутствует, в том, что Он её не оставил. И именно это чувство Его живого присутствия даёт нам силы быть христианами, исполнять Его заповеди и следовать по пути, который Он заповедал, — пути, ведущему в Царство Небесное. Аминь.

Митрополит Илларион (Алфеев)

/* ]]> */