Газета / Статьи

Время обновления души

Рождество Христово — один из самых радостных и торжественных христианских праздников. Кажется, всё просто: Спаситель пришёл в мир, и каждая душа христианская должна ликовать и торжествовать по этому поводу. Однако Рождество христиане праздновали отнюдь не с апостольских времён, этот праздник имеет непростую историю. Рассказать её нашим читателям мы попросили настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы священника Бориса Куликовского.

— Отец Борис, а как был установлен день, в который следует праздновать Рождество?

— Древней церкви точно не известен был не только день, но и месяц рождения Христа. Как это могло случиться? К Его приходу Бог готовил народы пророчествами, повторявшимися в истории много раз. Спасителя люди ждали на протяжении тысячелетий — после каждого нового пророчества с новым нетерпением. Но годы проходили, горячая вера сменялись равнодушием. И когда родился, наконец, Спаситель и волхвы принесли в Иерусалим благую весть, её никто всерьёз не воспринял. Неудивительно поэтому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств, в какой именно день родился Младенец в пустыне… Отсюда древние споры и разногласия в этом вопросе.

Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании следующих соображений: месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. В церкви издавна распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

— Однако праздновать это великое событие христианский мир начал не сразу?

— Сейчас трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не «помнили» и не «святили» этого дня. На самом же деле это было, и по такой причине.

Христиане обыкновенно не праздновали дня рождения своего, а праздновали именины, день крещения. Этим христианин показывал, что не великая была бы радость для мира, что родился на земле ещё один грешник, если б человек этот в свое время не переродился через Таинство Крещения.

Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы сказать с многострадальным Иовом: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую зачался человек».

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль праздновать и день рождения Спасителя?

Правда, его рождение было настолько необычно, стало таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для своих приверженцев был Господом с небес, и мысль их не могла любовно останавливаться именно на его плотском рождении.

Скорее, хотелось праздновать Его Воскресение, Вознесение на небо, ниспослание Духа Святого. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Раньше, чем Рождество Спасителя, древняя церковь стала праздновать Его крещение.

Ранее православной церкви этот праздник ввели у себя еретики — гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению.

Ничто так не завлекало христиан в ересь, как богослужение гностиков, полное гармоничных и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить такой же. И вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, но явил себя Богом, предстал как Единый от Троицы.

Тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова. Крещение и Рождество, таким образом, праздновались в один день под общим названием «Богоявление», и именно в день, посвященный ранее одному крещению — 6 января. Так, по крайней мере, было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других странах Востока.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии.

За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. На праздник этот впервые произнесли проповеди три великих святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: «Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан» и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви — празднование Рождества 25 декабря.

На Русь христианство пришло с Андреем Первозванным, а празднование Рождества вошло в традицию вскоре после крещения Руси Святым князем Владимиром.

— До 1917 года Рождество в России праздновали в ночь на 25 декабря, а уж затем — Новый год. Сейчас всё наоборот: Новый год приходит в разгар Рождественского поста. Как принято у православных христиан проводить Новый год?

— В этом — драма для современных православных россиян. Я обычно напоминаю своим прихожанам, что ночь с 31 на 1 января для христиан тревожное время, в которое следует молиться, а не предаваться увеселениям. К тому же, по иронии судьбы, 1 января — день памяти святого мученика Вонифатия, борца с винопитием… Так что Новый год мы в храме никак особенно не отмечаем, мы празднуем Рождество. Рождественское богослужение — одно из самых торжественных в году. Отличается оно и особым украшением храма — с ковчегом, яслями, ангелами.

— Слышала, что рождественскую службу вы планируете провести в новом здании храма Рождества Пресвятой Богородицы.

— Да, поэтому предрождественская неделя в этом году будет особенно хлопотной. Сейчас в здании работают четыре строительные бригады, многое нужно успеть к Рождеству. Праздничное богослужение пройдёт в нижнем храме (верхний пока не готов), и с этих пор службы в новой церкви станут регулярными.

— Отец Борис, что для вас — как для священника и человека — праздник Рождества?

— Как для священника — это, прежде всего, — заботы, хлопоты, но приятные — храм украшаешь с тем же чувством, что и ёлку. А как для человека — это праздник обновления души, истинного новолетия. В Рождество душа сбрасывает с себя всё обветшалое, жизнь наполняется новым, истинным содержанием, сопричастностью новорожденному Христу. Хочется пожелать всем землякам этого обновления души!

Интервью подготовила Елена АЛЕКСАНДРОВА.
Калининградская правда, № 149, 29 декабря 2005 года

/* ]]> */