Газета / Статьи

«Вы — друзья Мои»

Человеку свойственно мечтать о друге. Хорошем друге. Верном. Надёжном. Чтобы на все случаи жизни. Чтобы был, как каменная стена. Даже дух захватывает, как мечтается. Он, разумеется, ни гу-гу никому об этом вслух. Это — его самое сокровенное. Только сердце время от времени, уже заранее предвкушая, как будто проваливается куда-то и сладко тает.

Почему бы это?

Видно, так уж сотворил Господь серд­це человеческое. Не выносит оно одиночества. Мы не знаем, как долго взрослый Адам один на один с Богом пребывал в Раю, и какие чувства его там одолевали. Только заметил Господь: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И создал из его ребра Еву, помощницу, и благословил обоих и сказал: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28).

Так появилась на земле первая супружес­кая пара, из которой и произошёл весь род человеческий.

Адам и Ева прожили долгую трудовую жизнь, «в поте лица», — как и предсказал им Господь (Быт. 3:19). Несомненно, они были доб­рыми помощниками друг другу. И в радости (когда рождались у них дети), и в горе (когда их первенец буквально на их глазах убил младшего брата своего). Образно говоря, они были друг для друга действительно наподобие каменной стены.

Дерзнём предположить: они любили друг друга. И были друзьями.

Вот эти-то чувства как самые драгоценные в глазах Бога, дружба и любовь, Господь посеял и в сердца Своих учеников, прощаясь с ними на Тайной Вечери: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами…, но Я называю вас друзьями…, Я вас избрал, чтобы вы… приносили плод…, чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:12-16).

Под плодом Бог понимает нашу верность, преданность и любовь к Богу и друг к другу. Эти качества, венчающие некий союз любви, сродни тем силам, что удерживают от распада и атомное ядро, и всю Вселенную. Чтобы разрушить требуются неимоверные усилия, но и последствия такого разрушения будут ужасающими.

Для зарождения и выращивания союза любви в земных условиях Бог благословляет самые разные духовные соединения: муж и жена, учитель и ученик, начальник и подчинённый. Наконец, Бог и христианин. Завершиться земной маршрут человека, по замыслу Божиему, должен именно последним и вечным соединением в Царстве Небесном.

В чём смысл церковного Таинства Венчания? Апостол Павел говорит: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5:32). Смысл её: вошли в церковь два разных человека, любящих друг друга, а вышла — единая духовная плоть. Вечная.

Как красиво сказано! Надо срочно венчаться.

Однако не тут-то было. Статистика показывает: нынче чуть ли не половина (!) венчанных браков распадается.

А это почему?

Однажды во дворце бракосочетания перед началом церемонии десяти невестам был предложен вопрос: чего они больше всего ожидают и хотели бы получить от брака? Все ответы были искренними: одна желала, чтобы супруг до старости носил её на руках; другая ожидала вечной весёлой беззаботной жизни; третья — красиво одеваться, чтобы все любовались ею; и только одна невеста ответила:

— Хочу дать моему будущему мужу счастье.

Церковь учит: прежде чем соединяться в эту «единую духовную плоть» в таинстве венчания, человек должен сам себе ответить на вопрос: «Люблю ли я его (её)? Готов ли жизнь (!) свою положить за того, кого люблю?» И только если «да, готов» — надо венчаться.

Ах, как бы не ошибиться в этом серьёзнейшем вопросе: «Люблю ли я его (её)?»! Человек в растерянности.

Как-то блестящая молодая пара обратилась к духовнику за благословением на супру­жество. Оба, едва сдерживая весьма понятный пыл взаимного влечения, дышали нетерпением немедленно услышать от духовника вожделённое «Да!» И вдруг были ошарашены его внезапным вопросом: «А как надолго вы любите друг друга? — И продолжил, обращаясь к жениху: — Вот ты любишь свою невесту. Но что будет, если случится болезнь, и на пять-десять лет она окажется неподвижной. Сохранишь ли любовь свою? Будешь ли ей верен, ухаживать за ней?»

В большом смущении притихли молодые люди.

Для чего же Бог соединяет людей в любовные союзы, дружбу? Неужто, в самом деле, лишь для взаимопомощи, вроде современного семейного подряда? Или для продления рода, рождения и воспитания детей?

Поначалу мы искали себе друзей, как попутчиков в общественном транспорте, для этой вот, тоже поездки, только по земной жизни. Попутчиков искали интересных, полезных, похожих на себя. Говорили: «Вот вырасту — найду себе друга, буду предан ему, чтобы, если что случится, рискуя собственной жизнью, я вынес бы его, спасая, из огня, с поля боя…» И чтобы он, в свою очередь, не струсил бы и тоже остался мне верен до конца.

Это очень хорошие размышления. Богу угодные. Бог вранил в душу человеческую такие размышления, чтобы человек научился любить и быть верным. Только где бы найти школу, которая учит любить? Однако и об этом Бог позаботился. Семья! Вот где люди проходят азы науки любви: дети — и родители, родители — и дети. Бог запустил нас в земную жизнь, чтобы со временем, взрослея, расширяющимися кругами духовного поля дружбы и любви, мы, в конце концов, вышли бы на своего самого верного Друга — Бога. Друга — Проводника, Который бы за пределами черты, отделяющей земную жизнь от вечной, и дальше повёл бы нас не куда попало, но, как «сквозь игольное ушко», прямо туда, в чертоги Его вечного Царствия.

Вот для чего нужен нам Друг истинный, верный, надёжный, вечный.

Да только вопрос: сумеем ли мы, пока ещё здесь, на земле, встретить Его, нашего Друга, и с Ним сдружиться? Успеем ли? И хорошо ли мы сами себе представляем, что значит — стать Богу другом?

А Богу Самому, оказывается, не меньше чем нам, нужны друзья. Очень нужны! Удивительно: нам даже в голову не приходит, что у Бога тоже есть потребность любить и быть любимым! Он ведь Сам — Любовь. Выходит, не только мы ищем себе друзей-попутчиков в нашем земном путешествии. Бог точно так же среди нас выискивает Себе друзей. Ну, если не друзей, так хотя бы — помощников. Соработников. Или, если совсем уж на худой конец, — просто попутчиков. Но тогда — только до вот этой роковой черты. Дальше попутчикам нет хода.

Уму непостижимо: Бог, Всемогущий, Всесильный, и вдруг — нуждается в нас! К каждому по много раз в течение жизни подкрадывается, стучится: «Не согласишься ли стать Мне другом? Прошу тебя, согласись!». Однако и среди согласившихся различает добросовестных и халтурщиков. Верных и не верных. Потому что откликаются на Его стук, может быть, многие. Господь говорит: «Много званых». Зовёт-то Он Себе в друзья всех, кого призвал в земную жизнь. Никому нет запрета. А иначе-то, зачем было и призывать? Оттого и страх берёт: а смогу ли я стать подлинным другом Богу, когда постучит в следующий раз? Или в чис­ле «неизбранных» меня после черты поведут не в Царствие Небесное, а туда, где «тьма, плач и скрежет зубов»?

Ах, как бы не промахнуться! Увидит ли во мне Бог Своё подобие? Признает ли Своим другом? Найдёт ли во мне смирение, кротость, верность, любовь — всё то, что ищет в каждом из нас как Своё подобие? (Мф. 11:29).

А ну как скажет: «Отойди от Меня!..» (Мф. 7:23). Вот ужас-то!

— Кто будет не по принуждению, а по любви исполнять волю Мою, только тот и будет Мне друг, — сказал Господь (см. Мф. 12, 49-50).

Так что пока мы здесь ещё, в земной жизни, рано загадывать, что будет там, за её чертой: признает Бог нас Своими друзьями или нет? Ему ведь здесь ещё хочется видеть нас среди Своих учеников и друзей. Среди верных. Чтобы мы и в Царство Его Любви вошли как верные (ср. Ин. 14:3).

Всё бесконечное будущее человека закладывается здесь, на земле. «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). Земная жизнь такая быстротечная, что надо успеть снискать у Бога доверие, стать Ему другом.

Мы часто злоупотребляем Божией лю­бовью. Мол, «Бог всех любит, это естественно. Здесь нечем особенно дорожить!»

Бог читает наши тайные мысли, благородные и подленькие, малодушные, неверные. Каждый миг пристально смотрит в нашу совесть: «Друг ли ты Мне? Надёжен ли? Можно ли на тебя положиться?» Трепещет душа от таких вопросов. Так хочется припасть к Его ногам: «Да, да, Господи, люблю Тебя! Ты всё видишь. Ты видишь, я люблю Тебя. Хочу быть Тебе верным и в малом, земном, и в вечности. Хочу быть другом Твоим, верным, надёжным, подобным Тебе. Ты только помоги мне!».

По нашей неотступности — Бог да поможет нам!

Протоиерей Борис Куликовский

/* ]]> */